Профориентационный форум "Хочу, знаю, действую"


Институт детства при участии кафедры дошкольной дефектологии и экспериментальных площадок ФГБОУ ВО МПГУ, Ассоциации лучших ДОО России, Института инклюзивного образования школ Республики Татарстан Университета Управления «ТИСБИ» приглашают принять участие в профориентационном форуме "Хочу, знаю, действую".

Организационный комитет:

  • Антонов Юрий Евстигнеевич – Президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования РФ, Член Президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России», Заслуженный деятель Российского общества социологов(РОС);
  • Белых Ксения Константиновна, магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы «Школа №2120»;
  • Кроткова Алевтина Владимировна – к.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (председатель);
  • Мелина Елена Валериевна - директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», проректор по социальной политике и инклюзивному образованию – директор Института инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ», директор ЧУ ДПО «Городской центр образования»
  • Микляева Наталья Викторовна - к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (зам. председателя);
  • Усенко Татьяна Ивановна – юрист, ведущий эксперт Общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов (Совет), при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.


Форум проводится в рамках Недели профориентации и Межвузовской конференции "Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее" МПГУ.

Целью форума является создание единого пространства для обсуждения проблем профессионального самоопределения и взаимодействия родителей и старшеклассников с ОВЗ, студентов - будущих учителей-дефектологов и логопедов, учителей и специалистов коррекционного профиля, потенциальных работодателей.

Ссылка на регистрацию: укороченная ссылка https://clck.ru/3Gmdd8

В рамках форума старшеклассникам было предложено пройти шуточный тест "Моя будущая профессия" в процессе веб-анкетирования. 

Тест юмористических фраз в скринах

Результаты показали, что 33% старшеклассников относятся к первому типу профессионального самоопределения, 50% - ко второму, 17% - к третьему типу.

Первый тип (с радостью выбираете веселые профессии или готовы работать в нестандартных ситуациях): Поздравляем, вы — креативный искатель радости! Вы цените свободу, общение с людьми и яркие, нестандартные подходы к работе. Вы, скорее всего, найдете себя в профессиях, которые требуют воображения, общения и умения делать жизнь других людей ярче. Возможно, вам подойдут следующие направления:

  • Профессии в сфере обслуживания (например, продавец мороженого, аниматор, экскурсовод): Вы любите работать с людьми и приносить радость.
  • Креативные профессии (например, дизайнер, артист, фотограф): Вам интересна работа, связанная с искусством и творчеством.
  • Профессии, связанные с инновациями (например, стартапер, маркетолог): Вы можете создать свой собственный проект, который будет приносить не только прибыль, но и удовольствие.

Ваши ключевые качества: коммуникабельность, креативность, оптимизм. Для вас важно, чтобы работа приносила радость и удовольствие.

Второй тип (вы предпочитаете более серьезные, аналитические профессии, где нужно думать и работать по заранее продуманному плану): Поздравляем, вы — прагматичный исследователь! Вы обладаете практическим подходом к жизни, предпочитаете ясность и предсказуемость в работе. Вам важно разбираться в сложных вопросах, искать решения и разрабатывать новые идеи. Профессии, где требуется внимание к деталям и способность решать технические задачи, могут быть для вас:

  • Инженерные профессии (например, инженер, программист, разработчик ПО): Вы готовы решать сложные задачи и работать над инновациями.
  • Научные исследования и аналитика (например, исследователь, химик, биолог): Вам интересно изучать, анализировать данные и делать открытия.
  • Профессии в сфере технологий (например, IT-специалист, робототехник): Вы любите работать с новыми технологиями и разрабатывать решения, которые могут изменить мир.

Ваши ключевые качества: логика, усидчивость, внимание к деталям. Для вас важно, чтобы работа была полезной и приносила практическую пользу.

Третий тип (равномерное распределение между ответами А и Б): Если ваши ответы равномерно распределены между вариантами "1" и "2" (вы ищете баланс между креативностью и аналитикой):

Поздравляем, вы — универсальный исследователь! Вы обладаете способностью объединять творческое и аналитическое мышление. Вы можете легко переключаться между различными подходами и готовы экспериментировать с разными профессиями. Ваша гибкость и способность адаптироваться позволяют вам рассматривать карьеру в широком диапазоне областей. Ваши возможные направления:

  • Проектный менеджмент (например, руководитель проектов, стартап-менеджер): Вам нравится организовывать процесс и находить решения для различных задач.
  • Гибридные профессии (например, UX/UI дизайнер, маркетолог-аналитик): Вы можете объединить креативность и анализ данных для создания успешных продуктов.
  • Креативные технологии (например, видеопродюсер, графический дизайнер, архитектор): Вы сочетаете творчество с техническими навыками.

Ваши ключевые качества: гибкость, умение сочетать разные подходы, высокая адаптивность. Для вас важно, чтобы работа сочетала в себе и творческий подход, и четкую структуру.

Презентация "Профессия - дошкольный дефектолог" (в формате телевизионного шоу "Где логика?")

Секции форума

Секция "Хочу". Цель секции – профориентация старшеклассников в области выбора профессии учителя-дефектолога и логопеда, помощь людям с ОВЗ в определении выбора профессии и определение готовности студентов и практикующих специалистов к их сопровождению. 

В рамках секции планируется:

- презентация профессии учителя-дефектолога от кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ;

- веб-анкетирование специалистов и учителей на предмет готовности к ПП-сопровождению профессиональной ориентации старшеклассников с ОВЗ;

- прохождение школьниками онлайн теста юмористических фраз для определения профессиональной направленности личности;

- презентация методических рекомендаций по профессиональной ориентации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, разработанных АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Секция "Знаю". Цель - ориентировка будущих учителей-дефектологов и специалистов в методиках диагностики, содержании рабочих программ профессионального самоопределения и профориентации старшеклассников с ОВЗ, юридическое консультирование в трудоустройстве.

В рамках секции планируется

Секция "Действую". Цель – обобщение лучших практик ранней и непрерывной профориентации обучающихся с ОВЗ, проведение мастер-классов и тренингов.

В рамках секции планируется:

Панельная дискуссия состоится 25 марта, в 16.00

Программа панельной дискуссии

Вторник, 25 марта • 4:00-5:30PM

Часовой пояс: Europe/Moscow

Встреча на платформе Teams microsoft

Ссылка на видеовстречу (панельная дискуссия): https://clck.ru/3HyanW


16:00–16:10 — Открытие

Приветственное слово членов оргкомитета

 Микляева Наталья Викторовна - к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (зам. председателя);

 Мелина Елена Валериевна - директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», проректор по социальной политике и инклюзивному образованию – директор Института инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ», директор ЧУ ДПО «Городской центр образования»

• Краткое представление целей форума и формата дискуссии

• Объяснение структуры секций: «ХОЧУ», «ЗНАЮ», «ДЕЙСТВУЮ»

 Модератор дискуссии и форума: Белых Ксения Константиновна, магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы «Школа №2120»

16:10–16:20 — Секция «ХОЧУ»

Тема: Профориентация старшеклассников и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ

Формат: Краткие видеопрезентации и онлайн-активности

Вопросы к обсуждению:

1. Какие барьеры чаще всего мешают подросткам с ОВЗ осознанно выбрать профессию?

2. Какую роль играет учитель-дефектолог в сопровождении профессионального самоопределения подростка?

3. Как усилить вовлечённость родителей в профориентационный процесс?

4. Насколько эффективны онлайн-тесты и анкетирования в работе с подростками с ОВЗ?

5. Какие интерактивные форматы (игры, шоу, квесты) наиболее успешны в презентации профессий школьникам?

Онлайн-выступления:

• Микляева Наталья Викторовна, к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (г.Москва, онлайн)

Особенности профориентационной готовности старшеклассников с ОВЗ к выбору профессии и специалистов – к сопровождению выбора: результаты межрегионального веб-анкетирования и онлайн-теста

16:20–17:10 — Секция «ЗНАЮ»

Тема: Диагностика, юридическая поддержка и методы сопровождения профориентации лиц с ОВЗ

Формат: Короткие доклады и обмен практиками (часть онлайн, часть дистанционно)

Вопросы к обсуждению:

1. Какие юридические аспекты чаще всего упускаются при выборе учебного заведения или трудоустройстве подростков с ОВЗ?

2. Как подготовить подростка с инвалидностью к собеседованию психологически?

3. Какие формы сопровождения при трудоустройстве доказали свою эффективность?

4. Какую роль играет семья при выборе профессии ребёнком с ОВЗ и как с ней выстроить диалог?

5. С какими трудностями сталкиваются выпускники с ОВЗ в системе СПО и ВПО?

Онлайн-выступления:

• Усенко Татьяна Ивановна, юрист, ведущий эксперт Московского совета родителей детей-инвалидов (г.Москва)

О возможностях профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в системе СПО и ВПО

• Чистякова Светлана Александровна, руководитель направления "Рекрутинг и тренинги" Работа-i, проект "Всё получится!" (г. Санкт-Петербург)

Сопровождаемое трудоустройство: опыт «Всё получится!»

• Маслова Диана Султановна, педагог-психолог, ГБОУ Школа 2120 (г. Москва)

Психологическая готовность к собеседованию: поддержка и самопомощь лицам с ОВЗ и инвалидностью

• Сокова Галина Евгеньевна, менеджер профориентационных проектов в отделе по инклюзивному образованию РООИ Перспектива (г.Москва)

Профориентационная работа с подростками с инвалидностью: цели, задачи и сложности реализации программы

• Сафонов Павел Владимирович, старший тренер спортивной Сборной команды Республики Башкортостан по настольному теннису – спорт слепых, тренер Сборной команды Российской Федерации спорт слепых – настольный теннис, руководитель Центра адаптации «Современник», тренер высшей классификационной категории (г.Кумертау, Республика Башкортостан)

Настольный теннис слепых – социальный проект. Возможности и перспективы

17:10–17:30 — Секция «ДЕЙСТВУЮ»

Тема: Практические кейсы, мастер-классы и работающие региональные практики

Формат: Презентации проектов + мастер-классы (в том числе дистанционные)

Вопросы к обсуждению:

1. Какие региональные профориентационные практики оказались наиболее успешными и могут быть масштабированы?

2. Какие форматы наиболее результативны для дошкольников с ОВЗ в профориентационной работе?

3. Как обеспечить непрерывность профориентации на всех этапах образования?

4. Какие особенности следует учитывать при профориентации детей с РАС, ЗПР и интеллектуальными нарушениями?

5. Как оценить результативность профориентационного проекта (что считать успехом)?

Онлайн-выступления:

• Епифанова Альбина Айдаровна, специалист по инклюзивному образованию в школах РТ, Институт инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ» (г.Казань)

МК "Профессиональная ориентация учащихся старших классов": региональный опыт

• Велякова Елена Владимировна, руководитель структурного подразделения детского сада «Созвездие», Толкачева Е.А. учитель-логопед детского сада «Созвездие» член Ассоциации лучших ДОО России (г Дубна, Московская область),

Проект «Калейдоскоп профессий будущего» для дошкольников с ОВЗ

Заключение (17:30)

• Краткое подведение итогов от модератора

• Приглашение изучить размещённые на сайте материалы

• Благодарность участникам и спикерам


Библиотека форума

Наши ресурсы

Ниже расположены ссылки на федеральные и региональные ресурсы для организации профориентационной работы в детском саду, начальной, средней и старшей школе с обучающимися, имеющими ОВЗ:



Доклады, МК и тренинги форума

Результаты анкетирования педагогов

В анкетировании форума приняло участие 82 педагога - учителя школ, педагоги-психологи, учителя-логопеды и дефектологи, которые занимаются вопросами профориентационной работы со школьниками с ОВЗ в разных регионах РФ.

Статистика ответов веб-анкетирования

Основные вопросы:

  1. Есть ли у вас опыт профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ?
  2. Как вы считаете, должна ли эта работа быть преемственной с работой на других уровнях сопровождения обучающихся с ОВЗ? 
  3.  Отметьте особенности старшеклассников с ОВЗ, которые мешают использованию в диагностической работе с ними традиционных методик (из вашего опыта)
  4. Помогите сформулировать требования к тестам для оценки профессиональных предпочтений старшеклассников с ОВЗ
  5.  Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Личностная готовность"
  6. Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Мышление и интеллектуальная готовность"
  7.  Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Профессиональные интересы"
  8. Социальная адаптация обучающегося с ОВЗ (9-11 классы) на рынке труда уже на этапе профориентационной работы в школе требует...
  9. Если у вас был опыт общения с возможными работодателями во время профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ОВЗ, то какие сценарии чаще всего разворачивались дальше? 





Лучшие практики профориентационной работы

  • Проект "Ранняя профориентация дошкольников", авторы - старший воспитатель Бушуева М.И., воспитатель Малыгина Н.В., Исаева О.А.,  ГБОУ Школа No 2123 им.Мигеля Эрнандеса г. Москвы
  • Проект «Калейдоскоп профессий будущего» для дошкольников с ОВЗ, авторы – руководитель детского сада "Созвездие" Е.В. Велякова, учитель-логопед Е.А. Толкачева, детского сада «Созвездие» города Дубны Московской области, члена Ассоциации лучших ДОО России;
  • Проект «Знакомство детей с ОВЗ с профессиями через трудовое воспитание и социально-бытовую ориентировку в условиях детского сада и школы», авторы – учителя-дефектологи ГБОУ города Москвы "Школа № 922" Е.В. Знаменская, С.В. Кравец;
  • Проект «Развитие диалогической речи старших дошкольников с ОВЗ через организацию детской журналистики», авторы – слушатели программы ДПО Института детства МПГУ: Ковалёва В.С , Козлова О.А, Кучер О.С, Новикова Е.В, Уткина А.А.
  • Проект «Огонь – друг, огонь – враг: знакомим детей с ОВЗ с профессией пожарного», авторы: старший методист А.Ю. Толкачева, учитель-дефектолог А.А. Сидельникова, учитель – логопед Ю.Е. Румянцева, воспитатели Е.Н. Рябова, Н.О. Ляпунова, Сидельникова Л.Н., ассистент О.С. Нефедова О.С. ГБОУ города Москвы «Школа №1538»;
  • Проект «Кулинарный мастер-класс: опыт участия дошкольников с ОВЗ в конкурсе WorldSkills», автор - воспитатель, учитель-логопед ГБОУ города Москвы "Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева" Е.А. Хасанова;
  • Проект «Дорогая к счастливой жизни: как научить трудиться и зарабатывать школьников с ОВЗ», автор - к.п.н., директор ГАОУ Краснодарского края "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением", Герой труда Кубани Т.И. Курасова.

Хотите познакомиться с проектами ближе?

Сертификат

Здесь можно скачать сертификат участника форума и заполнить его самостоятельно. Действителен при условии регистрации на форуме.

Бонус для участников форума

Нейросеть проведёт с вами профориентационное интервью, если вы не понимаете, чем хотите заниматься в жизни.

Копируйте промт и отправляйте в ChatGPT или Deepseek: "Проведи со мной профориентационное интервью. Цель: разобрать мои интересы и понять, какая работа мне бы пришлась по душе. Разобрать имеющиеся возможности, обстоятельства, то, чем я могу быть интересен и полезен людям. То, на чем я мог бы зарабатывать и от чего получать удовольствие.

Обрати внимание на мои вкусы, увлечения и сильные стороны и придумай, как и где это можно применить и продать.

Учти мои ценности, особенности здоровья, цели на жизнь, взгляды на комфорт, стиль работы и жизни. А также особенности психики, нервной системы, скорость/темперамент, чувствительность и другие критерии.

Задавай вопросы по одному, а в конце собеседования подведи итоги чётко и по пунктам с обоснованиями.

Интервью должно быть глубоким, профессиональным, многогранным, интересным и прикладным".

Источник

119571, город Москва, проспект Вернадского, дом 88, кабинет 707, +7 (495) 438-08-67
Создано с помощью Webnode Cookie-файлы
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать
Мы используем cookie-файлы для обеспечения должного функционирования и безопасности сайта, а также для того, чтобы у Вас был наилучший пользовательский опыт.

Дополнительные настройки

Здесь Вы можете настроить параметры cookie-файлов. Включите или отключите следующие категории и сохраните свой выбор.