
Профориентационный форум "Хочу, знаю, действую"
Институт детства при участии кафедры дошкольной дефектологии и экспериментальных площадок ФГБОУ ВО МПГУ, Ассоциации лучших ДОО России, Института инклюзивного образования школ Республики Татарстан Университета Управления «ТИСБИ» приглашают принять участие в профориентационном форуме "Хочу, знаю, действую".
Организационный комитет:
- Антонов Юрий Евстигнеевич – Президент Ассоциации лучших дошкольных образовательных организаций и педагогов дошкольного образования РФ, Член Президиума Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России», Заслуженный деятель Российского общества социологов(РОС);
- Белых Ксения Константиновна, магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы «Школа №2120»;
- Кроткова Алевтина Владимировна – к.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (председатель);
- Мелина Елена Валериевна - директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», проректор по социальной политике и инклюзивному образованию – директор Института инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ», директор ЧУ ДПО «Городской центр образования»
- Микляева Наталья Викторовна - к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (зам. председателя);
- Усенко Татьяна Ивановна – юрист, ведущий эксперт Общественного совета родителей, воспитывающих детей-инвалидов и молодых инвалидов (Совет), при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы.

Форум проводится в рамках Недели профориентации и Межвузовской конференции "Современные проблемы дошкольной дефектологии: взгляд в будущее" МПГУ.
Целью форума является создание единого пространства для обсуждения проблем профессионального самоопределения и взаимодействия родителей и старшеклассников с ОВЗ, студентов - будущих учителей-дефектологов и логопедов, учителей и специалистов коррекционного профиля, потенциальных работодателей.
Ссылка на регистрацию: укороченная ссылка https://clck.ru/3Gmdd8
В рамках форума старшеклассникам было предложено пройти шуточный тест "Моя будущая профессия" в процессе веб-анкетирования.

Тест юмористических фраз в скринах
Результаты показали, что 33% старшеклассников относятся к первому типу профессионального самоопределения, 50% - ко второму, 17% - к третьему типу.
Первый тип (с радостью выбираете веселые профессии или готовы работать в нестандартных ситуациях): Поздравляем, вы — креативный искатель радости! Вы цените свободу, общение с людьми и яркие, нестандартные подходы к работе. Вы, скорее всего, найдете себя в профессиях, которые требуют воображения, общения и умения делать жизнь других людей ярче. Возможно, вам подойдут следующие направления:
- Профессии в сфере обслуживания (например, продавец мороженого, аниматор, экскурсовод): Вы любите работать с людьми и приносить радость.
- Креативные профессии (например, дизайнер, артист, фотограф): Вам интересна работа, связанная с искусством и творчеством.
- Профессии, связанные с инновациями (например, стартапер, маркетолог): Вы можете создать свой собственный проект, который будет приносить не только прибыль, но и удовольствие.
Ваши ключевые качества: коммуникабельность, креативность, оптимизм. Для вас важно, чтобы работа приносила радость и удовольствие.
Второй тип (вы предпочитаете более серьезные, аналитические профессии, где нужно думать и работать по заранее продуманному плану): Поздравляем, вы — прагматичный исследователь! Вы обладаете практическим подходом к жизни, предпочитаете ясность и предсказуемость в работе. Вам важно разбираться в сложных вопросах, искать решения и разрабатывать новые идеи. Профессии, где требуется внимание к деталям и способность решать технические задачи, могут быть для вас:
- Инженерные профессии (например, инженер, программист, разработчик ПО): Вы готовы решать сложные задачи и работать над инновациями.
- Научные исследования и аналитика (например, исследователь, химик, биолог): Вам интересно изучать, анализировать данные и делать открытия.
- Профессии в сфере технологий (например, IT-специалист, робототехник): Вы любите работать с новыми технологиями и разрабатывать решения, которые могут изменить мир.
Ваши ключевые качества: логика, усидчивость, внимание к деталям. Для вас важно, чтобы работа была полезной и приносила практическую пользу.
Третий тип (равномерное распределение между ответами А и Б): Если ваши ответы равномерно распределены между вариантами "1" и "2" (вы ищете баланс между креативностью и аналитикой):
Поздравляем, вы — универсальный исследователь! Вы обладаете способностью объединять творческое и аналитическое мышление. Вы можете легко переключаться между различными подходами и готовы экспериментировать с разными профессиями. Ваша гибкость и способность адаптироваться позволяют вам рассматривать карьеру в широком диапазоне областей. Ваши возможные направления:
- Проектный менеджмент (например, руководитель проектов, стартап-менеджер): Вам нравится организовывать процесс и находить решения для различных задач.
- Гибридные профессии (например, UX/UI дизайнер, маркетолог-аналитик): Вы можете объединить креативность и анализ данных для создания успешных продуктов.
- Креативные технологии (например, видеопродюсер, графический дизайнер, архитектор): Вы сочетаете творчество с техническими навыками.
Ваши ключевые качества: гибкость, умение сочетать разные подходы, высокая адаптивность. Для вас важно, чтобы работа сочетала в себе и творческий подход, и четкую структуру.
Презентация "Профессия - дошкольный дефектолог" (в формате телевизионного шоу "Где логика?")
Секции форума

Секция "Хочу". Цель секции – профориентация старшеклассников в области выбора профессии учителя-дефектолога и логопеда, помощь людям с ОВЗ в определении выбора профессии и определение готовности студентов и практикующих специалистов к их сопровождению.
В рамках секции планируется:
- презентация профессии учителя-дефектолога от кафедры дошкольной дефектологии Института детства МПГУ;

Секция "Знаю". Цель - ориентировка будущих учителей-дефектологов и специалистов в методиках диагностики, содержании рабочих программ профессионального самоопределения и профориентации старшеклассников с ОВЗ, юридическое консультирование в трудоустройстве.
В рамках секции планируется
- создание методической библиотеки с описанием содержания и технологий ранней и непрерывной профессиональной ориентации дошкольников и младших школьников, рабочих программ профориентации подростков с ОВЗ;
- предоставление ссылок на серверы, позволяющими облегчить процесс профессиональной ориентации старшеклассников с ОВЗ (Всероссийский проект "Билет в будущее", «Шоу профессий» и др.);
- выступление с докладом о возможностях профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в системе СПО и ВПО от юриста, эксперта Московского совета родителей детей-инвалидов, Т.И. Усенко.

Секция "Действую". Цель – обобщение лучших практик ранней и непрерывной профориентации обучающихся с ОВЗ, проведение мастер-классов и тренингов.
В рамках секции планируется:
- обобщение лучших психолого-педагогических и коррекционно-педагогических практик в области ранней и непрерывной профориентации обучающихся с ОВЗ (презентации с опытом работы от экспериментальных площадок - детских садов, дошкольных отделений и школ);
- МК "Профессиональная ориентация учащихся старших классов": региональный опыт, ведущая - Г.В. Епифанова (Институт инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ», Казань);
- ««Я в зеркале профессий»: тренинги профессионального самоопределения школьников с РАС, нарушением интеллекта и ЗПР», ведущая – Н.В. Микляева (МПГУ, Москва);
- панельная дискуссия о проблемах ПП-сопровождения профессионального самоопределения у старшеклассников с ОВЗ.

Панельная дискуссия состоится 25 марта, в 16.00
Программа панельной дискуссии
Вторник, 25 марта • 4:00-5:30PM
Часовой пояс: Europe/Moscow
Встреча на платформе Teams microsoft
Ссылка на видеовстречу (панельная дискуссия): https://clck.ru/3HyanW
16:00–16:10 — Открытие
• Приветственное слово членов оргкомитета
Микляева Наталья Викторовна - к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (зам. председателя);
Мелина Елена Валериевна - директор АНО «Республиканский межвузовский центр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья», проректор по социальной политике и инклюзивному образованию – директор Института инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ», директор ЧУ ДПО «Городской центр образования»
• Краткое представление целей форума и формата дискуссии
• Объяснение структуры секций: «ХОЧУ», «ЗНАЮ», «ДЕЙСТВУЮ»
Модератор дискуссии и форума: Белых Ксения Константиновна, магистр специального (дефектологического) образования, учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы «Школа №2120»
16:10–16:20 — Секция «ХОЧУ»
Тема: Профориентация старшеклассников и профессиональное самоопределение лиц с ОВЗ
Формат: Краткие видеопрезентации и онлайн-активности
Вопросы к обсуждению:
1. Какие барьеры чаще всего мешают подросткам с ОВЗ осознанно выбрать профессию?
2. Какую роль играет учитель-дефектолог в сопровождении профессионального самоопределения подростка?
3. Как усилить вовлечённость родителей в профориентационный процесс?
4. Насколько эффективны онлайн-тесты и анкетирования в работе с подростками с ОВЗ?
5. Какие интерактивные форматы (игры, шоу, квесты) наиболее успешны в презентации профессий школьникам?
Онлайн-выступления:
• Микляева Наталья Викторовна, к.п.н., профессор кафедры дошкольной дефектологии Института детства ФГБОУ ВО МПГУ (г.Москва, онлайн)
Особенности профориентационной готовности старшеклассников с ОВЗ к выбору профессии и специалистов – к сопровождению выбора: результаты межрегионального веб-анкетирования и онлайн-теста
16:20–17:10 — Секция «ЗНАЮ»
Тема: Диагностика, юридическая поддержка и методы сопровождения профориентации лиц с ОВЗ
Формат: Короткие доклады и обмен практиками (часть онлайн, часть дистанционно)
Вопросы к обсуждению:
1. Какие юридические аспекты чаще всего упускаются при выборе учебного заведения или трудоустройстве подростков с ОВЗ?
2. Как подготовить подростка с инвалидностью к собеседованию психологически?
3. Какие формы сопровождения при трудоустройстве доказали свою эффективность?
4. Какую роль играет семья при выборе профессии ребёнком с ОВЗ и как с ней выстроить диалог?
5. С какими трудностями сталкиваются выпускники с ОВЗ в системе СПО и ВПО?
Онлайн-выступления:
• Усенко Татьяна Ивановна, юрист, ведущий эксперт Московского совета родителей детей-инвалидов (г.Москва)
О возможностях профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ в системе СПО и ВПО
• Чистякова Светлана Александровна, руководитель направления "Рекрутинг и тренинги" Работа-i, проект "Всё получится!" (г. Санкт-Петербург)
Сопровождаемое трудоустройство: опыт «Всё получится!»
• Маслова Диана Султановна, педагог-психолог, ГБОУ Школа 2120 (г. Москва)
Психологическая готовность к собеседованию: поддержка и самопомощь лицам с ОВЗ и инвалидностью
• Сокова Галина Евгеньевна, менеджер профориентационных проектов в отделе по инклюзивному образованию РООИ Перспектива (г.Москва)
Профориентационная работа с подростками с инвалидностью: цели, задачи и сложности реализации программы
• Сафонов Павел Владимирович, старший тренер спортивной Сборной команды Республики Башкортостан по настольному теннису – спорт слепых, тренер Сборной команды Российской Федерации спорт слепых – настольный теннис, руководитель Центра адаптации «Современник», тренер высшей классификационной категории (г.Кумертау, Республика Башкортостан)
Настольный теннис слепых – социальный проект. Возможности и перспективы
17:10–17:30 — Секция «ДЕЙСТВУЮ»
Тема: Практические кейсы, мастер-классы и работающие региональные практики
Формат: Презентации проектов + мастер-классы (в том числе дистанционные)
Вопросы к обсуждению:
1. Какие региональные профориентационные практики оказались наиболее успешными и могут быть масштабированы?
2. Какие форматы наиболее результативны для дошкольников с ОВЗ в профориентационной работе?
3. Как обеспечить непрерывность профориентации на всех этапах образования?
4. Какие особенности следует учитывать при профориентации детей с РАС, ЗПР и интеллектуальными нарушениями?
5. Как оценить результативность профориентационного проекта (что считать успехом)?
Онлайн-выступления:
• Епифанова Альбина Айдаровна, специалист по инклюзивному образованию в школах РТ, Институт инклюзивного образования Университета управления «ТИСБИ» (г.Казань)
МК "Профессиональная ориентация учащихся старших классов": региональный опыт
• Велякова Елена Владимировна, руководитель структурного подразделения детского сада «Созвездие», Толкачева Е.А. учитель-логопед детского сада «Созвездие» член Ассоциации лучших ДОО России (г Дубна, Московская область),
Проект «Калейдоскоп профессий будущего» для дошкольников с ОВЗ
Заключение (17:30)
• Краткое подведение итогов от модератора
• Приглашение изучить размещённые на сайте материалы
• Благодарность участникам и спикерам

Библиотека форума
Наши ресурсы
Ниже расположены ссылки на федеральные и региональные ресурсы для организации профориентационной работы в детском саду, начальной, средней и старшей школе с обучающимися, имеющими ОВЗ:
- Ранняя профориентация для детей с ОВЗ. Рекомендации ИКП.
- Фоксфорд: онлайн-тестирование для дошкольников и школьников
- Экспериментальная площадка "Образ жизни: моя история" (архив программ)
- Образовательный и научно-исследовательский проект Навигатум
- Мультсериал "Навигатум: Калейдоскоп Профессий": профориентационный сериал для школьников младших, средних и старших классов
- Профориентационный проект - платформа "Билет в будущее"
- Проект "Шоу профессий" (основной сайт), 4 сезон шоу
- Проект "Жиза: 10 глупых вопросов специалисту"
- "Поступи. Онлайн": сайт для абитуриентов и поступающих в вузы.

Доклады, МК и тренинги форума

Результаты анкетирования педагогов
В анкетировании форума приняло участие 82 педагога - учителя школ, педагоги-психологи, учителя-логопеды и дефектологи, которые занимаются вопросами профориентационной работы со школьниками с ОВЗ в разных регионах РФ.
Статистика ответов веб-анкетирования
Основные вопросы:
- Есть ли у вас опыт профориентационной работы со старшеклассниками с ОВЗ?
- Как вы считаете, должна ли эта работа быть преемственной с работой на других уровнях сопровождения обучающихся с ОВЗ?
- Отметьте особенности старшеклассников с ОВЗ, которые мешают использованию в диагностической работе с ними традиционных методик (из вашего опыта)
- Помогите сформулировать требования к тестам для оценки профессиональных предпочтений старшеклассников с ОВЗ
- Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Личностная готовность"
- Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Мышление и интеллектуальная готовность"
- Назовите тесты, которые вы используете для оценки профориентационной готовности обучающегося с ОВЗ по блоку "Профессиональные интересы"
- Социальная адаптация обучающегося с ОВЗ (9-11 классы) на рынке труда уже на этапе профориентационной работы в школе требует...
- Если у вас был опыт общения с возможными работодателями во время профориентационной работы со старшеклассниками, имеющими ОВЗ, то какие сценарии чаще всего разворачивались дальше?
Лучшие практики профориентационной работы
- Проект "Ранняя профориентация дошкольников", авторы - старший воспитатель Бушуева М.И., воспитатель Малыгина Н.В., Исаева О.А., ГБОУ Школа No 2123 им.Мигеля Эрнандеса г. Москвы
- Проект «Калейдоскоп профессий будущего» для дошкольников с ОВЗ, авторы – руководитель детского сада "Созвездие" Е.В. Велякова, учитель-логопед Е.А. Толкачева, детского сада «Созвездие» города Дубны Московской области, члена Ассоциации лучших ДОО России;
- Проект «Знакомство детей с ОВЗ с профессиями через трудовое воспитание и социально-бытовую ориентировку в условиях детского сада и школы», авторы – учителя-дефектологи ГБОУ города Москвы "Школа № 922" Е.В. Знаменская, С.В. Кравец;
- Проект «Развитие диалогической речи старших дошкольников с ОВЗ через организацию детской журналистики», авторы – слушатели программы ДПО Института детства МПГУ: Ковалёва В.С , Козлова О.А, Кучер О.С, Новикова Е.В, Уткина А.А.
- Проект «Огонь – друг, огонь – враг: знакомим детей с ОВЗ с профессией пожарного», авторы: старший методист А.Ю. Толкачева, учитель-дефектолог А.А. Сидельникова, учитель – логопед Ю.Е. Румянцева, воспитатели Е.Н. Рябова, Н.О. Ляпунова, Сидельникова Л.Н., ассистент О.С. Нефедова О.С. ГБОУ города Москвы «Школа №1538»;
- Проект «Кулинарный мастер-класс: опыт участия дошкольников с ОВЗ в конкурсе WorldSkills», автор - воспитатель, учитель-логопед ГБОУ города Москвы "Школа № 463 имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева" Е.А. Хасанова;
- Проект «Дорогая к счастливой жизни: как научить трудиться и зарабатывать школьников с ОВЗ», автор - к.п.н., директор ГАОУ Краснодарского края "Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением", Герой труда Кубани Т.И. Курасова.

Хотите познакомиться с проектами ближе?

Сертификат
Здесь можно скачать сертификат участника форума и заполнить его самостоятельно. Действителен при условии регистрации на форуме.

Бонус для участников форума
Нейросеть проведёт с вами профориентационное интервью, если вы не понимаете, чем хотите заниматься в жизни.
Копируйте промт и отправляйте в ChatGPT или Deepseek: "Проведи со мной профориентационное интервью. Цель: разобрать мои интересы и понять, какая работа мне бы пришлась по душе. Разобрать имеющиеся возможности, обстоятельства, то, чем я могу быть интересен и полезен людям. То, на чем я мог бы зарабатывать и от чего получать удовольствие.
Обрати внимание на мои вкусы, увлечения и сильные стороны и придумай, как и где это можно применить и продать.
Учти мои ценности, особенности здоровья, цели на жизнь, взгляды на комфорт, стиль работы и жизни. А также особенности психики, нервной системы, скорость/темперамент, чувствительность и другие критерии.
Задавай вопросы по одному, а в конце собеседования подведи итоги чётко и по пунктам с обоснованиями.
Интервью должно быть глубоким, профессиональным, многогранным, интересным и прикладным".